Дмитрий ДМИТРЕНКО: «Ханю на четверной тратит меньше сил, чем некоторые спортсмены на прыжок в два оборота»

Дмитрий Дмитрeнкo. Фoтo: Из aрxивa «СЭ»

В интeрвью «СЭ» судья мeждунaрoднoй кaтeгoрии, чeмпиoн Eврoпы-1993 Дмитрий Дмитрeнкo рaсскaзaл, пoчeму, нa eгo взгляд, прoцeсс oсвoeния прыжкoв в чeтырe oбoрoтa вышeл нa финишную прямую тoлькo сeйчaс, спустя пoчти тридцaть лeт пoслe тoгo, кaк Мeждунaрoдный сoюз кoнькoбeжцeв (ISU) зaфиксирoвaл пeрвый чeтвeрнoй тулуп в испoлнeнии кaнaдцa Куртa Брaунингa. 

 

В пятницу в Чикaгo турнирoм «Скeйт Aмeрикa» стaртуeт сeрия «Грaн-при ISU»-2016. Нo нeсмoтря нa тo, чтo сeзoн крупныx турнирoв в фигурнoм кaтaнии тoлькo нaчинaeтся, ужe устaнoвлeн ряд рeкoрдoв.

 

Тaк, в нaчaлe oктября в Эспo нa Finlandia Trophy 17-лeтний aмeрикaнeц Нaтaн Чэн стaл пeрвым фигуристoм, зaявившим в прoизвoльную прoгрaмму срaзу пять чeтвeрныx прыжкoв, причeм, двa из ниx дo этoгo успeшнo испoлняли тoлькo трoe. Лутц — китaeц Цинь Бoян и aмeрикaнeц Брeндoн Мрoз, кoтoрый, сoбствeннo, и стaл пeрвoпрoxoдцeм в Кoлoрaдo Спрингз-2011.

 

Чeтвeрнoй флип явил миру вeснoй этoгo гoдa нa Кoмaнднoм кубкe в Спoкaнe япoнeц Сeмa Унo. Здeсь рeчь идeт в пeрвую oчeрeдь oб успeшныx пoпыткax, пoтoму чтo нeудaчныe встрeчaлись и рaньшe, тaкжe кaк и в случae с риттбргeрoм.

 

Нo 30 сeнтября 2016 гoдa oлимпийский чeмпиoн Юдзуру Xaню, чистo испoлнив этoт прыжoк в чeтырe oбoрoтa нa «Oсeннeй клaссики» в Кaнaдe, удoстoился, нaкoнeц, сooтвeтствующeй зaписи в Книгe рeкoрдoв Гиннeсa.

 

УКРAИНСКИE ФИГУРИСТЫ EЩE В НAЧAЛE 90-x ВСE ЧEТВEРНЫE ПРЫГAЛИ

 

— 25 мaртa 1988 гoдa вoшлo в истoрию, кaк дeнь кoгдa был зaфиксирoвaн пeрвый прыжoк в чeтырe oбoрoтa, этo был тулуп. Прoшлo дeсять лeт, прeждe чeм любитeли фигурнoгo кaтaния увидeли другoй чeтвeрнoй — сaльxoв aмeрикaнцa Тимoти Гeйблa, и eщe бoльшe пoкa появились лутц, флип и риттбергер. Почему этот процесс активизировался только сейчас — за полтора года до Игр в Пхенчхане-2018? — поинтересовались мы мнением Дмитрия Дмитренко. 

 

— Четверные исполнялись и раньше, но их развитие тормозила та серьезная борьба, которая разворачивалась как раз на этапе Олимпиад. Под борьбой я имею в виду в первую очередь кулуарные процессы, когда страны, видя, что у них нет спортсменов, способных хорошо исполнять четверные, всячески лоббировали артистичное катание, чуть не сказал женское. Так было, к примеру, на Играх в Ванкувере, когда победил Эван Лайсачек. Малейший недокрут на четверном в то время очень жестко наказывался. Так что выгоднее было прыгать три оборота, что он и делал. 

 

Америка продолжает оставаться на ведущих позициях, но в последние годы очень сильно шагнула вперед Азия. Там сейчас есть кому делать многооборотные прыжки. И риск, на который идут спортсмены, заявляя сложнейшие элементы, снова стал стимулироваться. А как только стимулируется риск, это сразу дает результат.

 

— То есть, если бы процесс поощрения сложных элементов на уровне правил запустили раньше, нам бы не пришлось ждать пятнадцать лет, пока спортсмены прыгнут лутц, флип и риттбергер в четыре оборота?

 

— Безусловно. Был такой фигурист Михаил Шмеркин — тренировался он у нас, но представлял Израиль. Так вот для него удобным был риттбергер и он на тренировках делал именно этот прыжок в четыре оборота, что тогда казалось чем-то сверхъестественным. Василий Еременко — талантливейший украинский фигурист исполнял на тренировках разные четверные — и сальхов, и тулуп и флип, это то, что я сам видел. Лутц не видел, но слышал, что он и его прыгал. Евгений Плюта тоже делал четверной лутц. Думаю, если бы этот прыжок больше поощрялся, он бы больше внимание уделял ему на тренировках. И исполнил бы не во время разминки, а в программе на чемпионате мира. 

 

ТОЛКНУЛСЯ, А ДАЛЬШЕ ГЛАВНОЕ СЕБЕ НЕ МЕШАТЬ

 

— Это совпадение, что такие спортсмены, как Юдзуру Ханю, Сема Уно, Цинь Боян появились на одном континенте — в Азии. Или же ничего случайного в спорте высших достижений не бывает? 

 

— Не хотелось бы думать, что это потому что азиаты более талантливые. Так что, пожалуй, предположу, что это связано с экономикой. Азиатские страны в этом плане сейчас чувствуют себя неплохо, фигурное катание у них очень популярно. Если появляется талантливый спортсмен, ему предоставляют возможность тренироваться в ведущих клубах мира у хороших специалистов.

 

— Тогда сформулирую вопрос иначе. Ханю, Цинь, Уно и других фигуристов, которые стабильно делают четверные прыжки, можно объединить по каким-либо признакам или же каждый из них со своими природными данными и особенностями исполнения многооборотных прыжков?

 

— Есть ряд качеств, которые позволяют прыгать, в частности координация, когда спортсмен правильно идет в элемент и врожденная легкость, как у Ханю. Он может под наклоном наехать в прыжок, и даже если не упрется в толчок силой, его все равно вверх вытолкнет. И второе: ты либо крутишься в воздухе легко, скользя как в масле, либо прилагаешь для этого усилия, что не есть хорошо. Присутствует такой нюанс при исполнении четверных прыжков и тройного акселя: ты делаешь правильный толчок, а дальше просто не мешаешь себе. 

 

У перечисленных вами спортсменов очень хорошая координация вращения, это отчасти нарабатывается на лонже — ручной или стационарной. Она помогает откорректировать позицию в воздухе и исправить ошибки. Но вот легкость вращения, это уже природное. Тренеры во всем мире отслеживают детей с этим качеством. Увы, возможности проводить такую селекцию на данный момент нет у нас в Украине. Если будет больше катков, больше детей будут заниматься фигурным катанием, тогда и шансов найти среди них будущую звездочку будет больше. 

 

— Какие качества необходимы, чтобы прыгнуть прыжок в четыре оборота, мы выяснили. А что нужно, чтобы в двух программах программах было шесть или даже семь четверных, как у Натана Чэна? 

 

— Опять таки физические данные, плюс корректная техника. Тут все играет роль: скольжение, скорость на разбеге, максимально удобная расстановка элементов в программе. Чтобы подвести спортсмена к такому набору прыжков, должен работать большой штат специалистов. 

 

Существует и еще один важный нюанс, каждый называет его по-своему, я — стартовой толчковой позицией. Есть этап наезда в прыжок, а есть собственно этап начала толчковой работы отрыва вверх. Вот насколько правильная позиция корпуса в этот момент, настолько будет высок КПД прыжка. У Цинь Бояна, Юдзуру Ханю КПД порядка 95-98%. Если взять Максима Ковтуна, очень атлетичный спортсмен, физической силы много, но у него КПД только процентов 60. Поэтому срывы элементов в критических состояниях происходят намного чаще. 

 

Украинские фигуристы, которых я ранее упоминал — Евгений Плюта, Василий Еременко — им не надо было это объяснять, их не надо было этому учить. Если у них корпус не был в вертикальном положении, им было неудобно. А менее координированные спортсмены бывает только к приземлению замечают, что что-то не так. Толчок — это доли секунды, и тому, кто не чувствует, в какой позиции он в момент толчка находиться, конечно, приходится сложнее. 

 

К тому же если КПД низкий, ты потеряешь на первых двух четверных очень много сил и не сможешь компенсировать их к концу программы. Мы тренеры, когда спортсмен делает неправильно какой-то прыжок, даже говорим иногда: «Ханю на четверной тратит меньше сил, чем ты на двойной». Это образно, но доля правды в этой шутке есть. 

 

ЕЩЕ В 1993-м ПСИХОВАЛ, ЧТО МНЕ ЧЕТВЕРНОГО НЕ ХВАТАЕТ 

 

— А если бы вам, когда вы сами были спортсменом, сказали, что пройдет лет пятнадцать и фигуристы будут прыгать по шесть четверных, как бы вы отреагировали? 

 

— Мне хватало Вячеслава Загороднюка, Василия Еременко и Виктора Петренко. Было опасно, что они вот-вот запрыгают четверные. Вообще, в психологическом состоянии спортсмена должна присутствовать доля самоуверенности. Это не значит, что мы должны всех шапками забросать, но отвлекаться на конкурентов чревато. В вашем вопросе было лет пятнадцать…? Знаете, мне самому даже интереснее, что бы я подумал, если бы мне сказали: «Парень, ты должен через два года прыгать шесть четверных». Хотел бы я себе это услыщать тогда. 

 

— Вам было лет пятнадцать, когда Курт Браунинг впервые прыгнул тулуп в четыре оборота на чемпионате мира в Будапеште-1988. Помните, какое впечатление это событие на вас произвело?  

 

— Знаете, тут еще вопрос, как он его прыгнул! Я бы не сказал, что канадец владел четверным. Он не исполнял его регулярно, один раз каким-то фантастическим образом что-то похожее получилось. И авторитетная канадская федерация просто отлично пропиарила своего гениального спортсмена. Лично я впервые увидел четверной на соревнованиях в 1991-м году в исполнении Алексея Урманова. 

 

— Вы сами пробовали исполнять прыжки в четыре оборота? 

 

— Пробовал — тулуп, и даже вставлял его в программу, в частности на чемпионате Европы в Братиславе-2001. Это был квалификационный прокат произвольной программы. Сейчас понимаю, почему не получалось, были недостатки в технике: неправильный толчок. А тогда у меня из-за четверного достаточно часто выходили напряженные разговоры с тренерами, потому что они смотрели на вещи более прагматично. Я же еще в 1993-м психовал, что мне прыжка в четыре оборота не хватает. А мне Лидия Ивановна Маслюкова говорила: «Сконцентрируйся на том, что у тебя есть в программе». И, конечно же, была права. 

 

ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬСЯ КРИТЕРИИ ОТБОРА 

 

— Как думаете, четверные лутц, флип и риттбергер приобретут массовый характер или же они так и останутся подвластны только единицам?  

 

— Какое-то время это все-таки будут элитные прыжки. Должен пройти цикл подготовки и измениться критерии отбора на начальных этапах. Вот тогда появится новое поколение уже с этими четверными прыжками в арсенале. Это будут фигуристы с немножко другими данными. И тренерский состав тоже должен скорректировать свой подход, с самого раннего возраста нацеливая учеников на четверные. Я уже сейчас, обучая тройному прыжку, этот момент учитываю. Спортсмен спрашивает, почему надо делать именно так, он же может иначе. Я объясняю, что дальше ему придется четверной прыгать, поэтому уже сейчас нужна другая техника. 

 

— Вячеслав Загороднюк, еще пару лет назад работая с Ярославом Паниотом, говорил, что в планах у его ученика, правда теперь уже экс, освоить не только тулуп, но и другие четверные прыжки. Насколько это реально, судя по тому, чего к своим 18 годам уже успел добиться этот фигурист?

 

— У Вячеслава есть сильные и слабые стороны как у тренера. Сам, будучи в прошлом спортсменом, он понимает, что нужно двигаться вперед, не пытаясь догнать ведущих фигуристов, а отыскивая способ их обойти. Недочетом я бы назвал недостаток тренерского опыта. Техника лутца и флипа у Ярослава такая, что, дай Бог, он не будет получать за них при трех оборотах минусы по GOE. Риттбергер у него действительно в очень хорошем состоянии. Тут я согласен с Вячеславом. Имеет смысл тренировать четверной. 

 

— Среди известных спортсменов, кто на ваш взгляд может быть ближе всего к успеху, если попытается сделать аксель в четыре с половиной оборота или другой прыжок в пять? 

 

— По акселю, наверное, Ханю. У него очень легкий и мощный заброс толчка и переход наверх на правую ногу на максимальной высоте, и при этом еще и хлесткий выход, который создает правильный вращательный момент. 

 

Пять оборотов? Наверное, здесь опять же на правила оглядываться придется. Плюс необходимо, чтобы совпало талантливый спортсмен — честолюбивый, грамотный тренер, который увидит, что его ученик может попробовать пятерной и не разобьется при этом, не получит травму. В любом случае это должен быть экстраординарный прорыв. 

 

ФЕРНАНДЕС — ЭТО ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ

 

— Как вы считаете, а не отстало ли от жизни правило, запрещающее юниорам прыгать четверные в короткой программе? 

 

— Думаю, его отмена — это дело времени. Вероятно, пока отдельные страны, видя, что их спортсмены в ближайшие годы не готовы исполнять четверные прыжки, лоббируют свои интересы и настаивают на сохранении ограничений. «Гран-при» и чемпионат мира среди юниоров это ведь тоже тоже очень престижные турниры. 

 

— В начале сентября на этапе юниорской серии «Гран-при» с рекордными баллами по сумме двух программ — 239,47 и исполненным на «+2»четверным сальховом победил кореец Чха Чжун Хван. Насколько это серьезная заявка для четырнадцатилетнего парня? 

 

— В 14 лет мое поколение уже прыгало тройной аксель, четверной — на пол оборота больше. Согласен, немногие в таком возрасте показывали четверные прыжки на соревнованиях, но думаю, сейчас идет тенденция к увеличению количества четверных, причем лавинообразному. 

 

Чха Чжун Хван — несомненно очень талантливый фигурист, от которого многое можно ждать в будущем. К тому же он тренируется в элитной группе в Канаде. С ним работают супер специалисты. В общем, там все идет как надо. Кстати, я сотрудничаю с Федерацией фигурного катания Кореи. И через неделю буду проводить семинар с резервом национальной команды в Сеуле. Когда я последний раз с ними общался, они, переживали, что у них нет звезды калибра Ким Ен А к домашней Олимпиаде.  

 

— У них не только звезды нет, но как мне кажется, за исключением женского одиночного катания, отсутствует среднее звено, то есть нет спортсменов способных хотя бы побороться за Топ-10. 

 

— Что касается звезды таких масштабов как Ким Ен А, то это всегда исключение, а не правило. Казалось, ничто не предвещало появление такой фигуристки в Корее, а она просто взяла и возникла. Точно также и Хавьер Фернандес. Это явление природы! Работу федерации мы можем видеть на других примерах  — той же Франции. Пусть там нет мегазвезд, но есть мощнейший костяк. Если же Чха Чжун Хван по возрасту попадает на ближайшую Олимпиаду, то думаю, это будет очень интересно.

 

— И напоследок, хотелось бы узнать ваше мнение относительно того, почему в отличие от мужчин, которые уже освоили все прыжки в четыре оборота, женщины до сих пор могут похвастаться лишь четверным сальховом, исполненным в финале юниорской серии «Гран-при»-2002 японкой Мики Андо?

 

— Мики Андо, наверное, можно сравнить с Браунингом. Ее сальхов — это только затравочка. На мой взгляд, здесь многое связано с критериями отбора. В женском одиночном катании сейчас отдают предпочтение тонким, легким девочкам, которые практически ничего не весят. Они вставляют прямую ногу в толчок и этот толчок их подбрасывает на тройной прыжок. Но на четверной им надо будет толкнуться, а для этого потребуется другая техника. Понятно, что и строение бедер у женщин другое, и вращательный момент соответственно тоже. 

 

Это с одной стороны, а с другой, думаю, четверные прыжки недостаточно простимулированы у женщин. Они справляются с каскадом «три-три» и сразу выходят в лидеры. Сейчас в детском возрасте уже учат делать четверные прыжки в той же Корее. У них последний чемпионат страны выиграла 11-летняя девочка с прекрасными природными данными — Ю Ен. Никто ей особо не исправлял ошибки. Сказали: стань ровно разгонись, вот здесь такая позиция, дальше пропускай плечи, толкайся — и у нее все получилось. Найти побольше таких детей, поставить тренерам задачу выучить с ними четверные, и в женском одиночном катании они тоже вскоре появятся. 

 

Анна САВЧИК, Спорт-Экспресс в Украине

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.