К развитию дуального обучения при подготовке специалистов нефтегазовой отрасли

УДК

Ш.Ф.Жансеитов, Е.К.Огай

Казахский институт нефти и газа. Астана, Казахстан

e-mail: Zhanseitov@king.kz <mailto:Zhanseitov@king.kz>, y.ogay@king.kz

К развитию дуального обучения при подготовке специалистов нефтегазовой отрасли

This article addresses many of the challenges concerned with formation and development of dual vocational education in Kazakhstan as applied to the training of specialists for the petroleum industry of the Republic. The International experience of dual education development (particularly, Germany and Russia) is generalized, the attention is drawn to the necessity of solving legal, normative, administrative, logistical and social problems, that will provide the successful and effective introduction of this innovative training system. The main principles of dual educating Program for the senior students of petroleum specialization designed by the «Kazakh Institute of Oil and Gas» are described as the part of activities directed to the increase of oil production on 4А block of Uzen oilfield.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» (от 14 декабря 2012 года) поставлены задачи в области образования: законодательно закрепить обязательную производственную практику на предприятиях, начиная со второго курса обучения в вузе; изменить направленность и акценты учебных планов среднего и высшего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации.

В целях развития такого инновационного направления в системе отечественного образования Президент РК в своем выступлении на XIX сессии Ассамблеи народа Казахстана от 27 апреля 2012 г. особо указал: «В передовых индустриальных странах — Германии, Англии, США, Южной Корее — хорошо зарекомендовала себя дуальная система подготовки рабочих кадров. Такую систему подготовки надо широко внедрить и в Казахстане». Тогда же Глава государства дал поручение фонду «Самрук-Казына» в связи с этим определить перечень базовых предприятий, разработать пошаговый план внедрения дуальной модели у нас в Казахстане, что позволит нам модернизировать подготовку кадров для новой индустриализации.

Применительно к нефтегазовой сфере последовало протокольное решение совещания у Председателя Правления АО ФНБ «Самрук-Казына» Шукеева У.Е. (протокол № 47-р от 03.05.2012 г.) о предоставлении детального плана мероприятий по вопросу организации учебно-производственных, учебно-экспериментальных полигонов на базе низкорентабельных нефтяных месторождений.

Частью во исполнение данного протокольного решения и в соответствии с Техническим заданием по Договору между АО «Озенмунайгаз» (далее — ОМГ) и АО «Казахский институт нефти газа» (далее — КИНГ) №599-17Д/246-22/2012 от 27.08.2012 г., в рамках выполнения проекта «Разработка Программы мероприятий по увеличению добычи нефти на блоке 4а месторождения Узень» КИНГ выполнил раздел «Разработка Программы дуального обучения студентов 4-5 курсов институтов на основе реализации мероприятий по увеличению нефтедобычи на блоке 4а месторождения Узень».

Цель Программы: На основе изучения зарубежного опыта обосновать концепцию развития и поэтапное внедрение дуальной формы профессионального образования студентов старших курсов нефтяных ВУЗов в рамках реализации мероприятий по увеличению нефтедобычи на блоке 4а месторождения Узень.

В соответствии с поставленной целью необходимо решались следующие задачи:

.Обобщение передового зарубежного опыта (Германии и других стран) по формированию и развитию дуальной формы профессионального обучения

.Оценка состояния профессионального образования в Казахстане, возможностей диверсификации образовательной системы и поэтапного введения дуального обучения студентов старших курсов нефтяных специальностей.

.Постановка вопросов о внесении дополнений и изменений в соответствующие законодательные акты и государственные стандарты образования Республики Казахстан, а также в программы обучения, необходимых для формирования условий по успешному внедрению дуального обучения в республике.

.Составление плана и предложений по поэтапному созданию и развитию дуального обучения студентов нефтяных специальностей в рамках реализации проекта по увеличению нефтедобычи на блоке 4а месторождения Узень, в котором предусмотреть:

.1.составление общей схемы проведения переговоров, обсуждений и согласований с заинтересованными сторонами (Министерство образования и науки РК, МНГ РК, КМГ, ОМГ, КИНГ и ВУЗы);

.2.представление на обсуждение предложений по экспериментальному и поэтапному созданию дуального обучения с обозначением правовых, финансовых, административных, учебных, производственно-технических, хозяйственных и социальных проблем и вопросов, требующих своего решения для начала и формирования такого обучения;

.3.представление на обсуждение предложений по распределению прав, обязанностей и функций участников создания дуального обучения;

.4.составление основных принципов и положений договорных отношений между ОМГ и ВУЗами с участием КИНГ по вопросам организации и осуществления дуального обучения.

.Разработка программ профессионального обучения, их согласование между ОМГ, ВУЗами с участием КИНГ и утверждение в МОН РК.

.Представление Программы на рассмотрение ОМГ.

Зарубежный опыт. Состояние профессионального образования в Казахстане. Дуальная система образования практикуется в ряде стран, но наиболее активно эта система практикуется в Германии, где в последние 10-15 лет она стала развиваться в сфере высшего образования. Система профессионального образования Германии проверена жизнью и является образцом для всего Европейского Союза

Германский опыт использования дуальной системы обучения показывает следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

·дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения — разрыв между теорией и практикой;

·в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;

·дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, так как качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

·заинтересованностью руководителей соответствующих организаций в практическом обучении своего работника;

·учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;

·дуальная система обучения может широко использоваться в профессиональном обучении в Казахстане.

Обращаясь к ситуации в Казахстане, приходится констатировать, что качественные характеристики экономики республики пока не позволяют ему в полной мере использовать преимущества глобальной конкуренции. Казахстан по-прежнему остается уязвимым к колебаниям конъюнктуры мировых сырьевых и финансовых рынков. Одним из ограничивающих факторов является дефицит высококвалифицированных профессионально подготовленных инженеров, техников и рабочих на республиканском и региональных рынках труда.

Подъем производства вызывает и повышение спроса на квалифицированные кадры, Причем спрос изменился не только количественно, но и качественно. В связи с изменением структуры занятости населения, применением новых технологий, современного оборудования, наукоемких автоматизированных процессов требования к работникам значительно возросли. Теоретическая подготовка должна была сочетаться с умениями применить знания на практике. Состояние системы образования эффективно решать эту задачу пока не позволяет, скороспелые же попытки отчитаться о внедрении дуального обучения только дискредитируют саму идею. Надо признать, что для успешного использования германского опыта профессионального образования потребуется кардинальный пересмотр системы обучения в Казахстане.

Проблемы и недостатки в системе профессиональной подготовки молодых специалистов в ВУЗах Казахстана (в частности, по нефтяным специальностям) можно свести к следующим:

1.Слабая связь между теоретическим курсом и практическим опытом в процессе обучения в ВУЗах.

2.Финансовые трудности ряда студентов по оплате обучения.

.Большие сложности по прохождению полноценной практики на производственных предприятиях.

.Высокие требования к теоретическим знаниям и практическим навыкам на современном производстве.

.Высокий уровень опасности в нефтегазовом производстве и последствий от неквалифицированных действий молодых специалистов.

.Специфичность рабочих мест для получения практических навыков для нефтяников в отличие от юристов, экономистов, финансистов, маркетологов и др.

.Потеря времени для молодых специалистов на приобретение практических знаний и навыков.

.Невостребованность на производстве выпускников ВУЗов без практических знаний.

Для преодоления недостатков в профессиональной подготовке кадров целесообразно критически использовать ценный опыт Германии по дуальной системе образования, как это делается, например, в России. Однако при этом надо принимать во внимание то, что немецкие компании не ждут милостей от властей, а активно участвуют в подготовке кадров под свои нужды. В Казахстане пока невозможно следовать такому передовому опыту, ибо все решения в централизованной системе образования республики регламентируются «сверху». Поэтому чтобы внедрить на своем предприятии дуальную систему обучения, нужно сначала «пробить» разрешение «сверху». И это может быть только эксперимент, так как для каждой специальности есть утвержденная программа, отступать от нее учебные заведения не имеют права.

Задачи формирования дуальной системы высшего образования для подготовки специалистов нефтяной отрасли.

Для успешного внедрения дуальной системы образования в Казахстане потребуется обсудить на уровне компетентных представителей Министерства образования и науки РК, других соответствующих министерств и ведомств, заинтересованных компаний и ВУЗов такие вопросы, как:

целесообразность внесения изменений, дополнений и уточнений в ряд законодательных актов республики (например, законы РК «Об образовании», «О науке», «О лицензировании», «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» или Налоговый кодекс и др.);

внесение дополнений и изменений в институциональную структуру образования, типовые учебные программы и планы, процедуры, формы и способы организации и осуществления образовательной деятельности;

содействие государственных органов в обеспечении участия в решении проблем профессионального образования социальных партнеров.

Внедрение дуальных программ будет сопряжено с решением ряда других задач. К ним относятся: определение типов дуальных программ, их структуры, сроков реализации; обоснование условий внедрения дуальных программ в практику вузов и правил обучения по этим программам; создание системы внутривузовской и межвузовской кооперации в целях реализации дуальных программ; рассмотрение номенклатуры объединяемых ступеней и специальностей; разработка системы вступительных и контрольно-аттестационных мероприятий (так как в настоящее время отсутствуют общие подходы к отбору претендентов для обучения по дуальной программе), а также проведение комплекса процедур итоговой государственной аттестации (включая экзамены и подготовку и защиту выпускных квалификационных работ).

Еще при создании механизма реализации дуальной программы необходимо учесть то, что в казахстанских вузах практически не развит индивидуальный подход к организации процесса обучения с разработкой индивидуальной образовательной траектории для каждого студента. В подавляющем большинстве случаев процесс обучения построен с опорой на учебную группу.

Условия реализации дуальных программ подразумевают развитие материально-технической составляющей образовательного процесса, что в современных условиях невозможно без развитых интеграционных процессов в сфере образования, науки и производства как основы научно-технического обеспечения подготовки. В целях обеспечения дуальных диверсифицированных программ подготовки кадров высшей квалификации могут быть задействованы новые интегрированные структуры типа учебно-научных центров (УНЦ) и учебно-производственных центров (УПЦ).

Эффективность дуального обучения может оцениваться группами макропоказателей модели. Во-первых, это группа экономических показателей:

снижение затрат на подготовку специалистов по сравнению с традиционной траекторией обучения за счет сокращения повторяющихся дисциплин;

снижение сроков обучения при получении второго высшего образования.

Во-вторых, это группа показателей, характеризующих качество образования:

повышение вариативности образования за счет расширения базы вариативных дисциплин дуальной образовательной программы;

повышение практико-ориентированности обучения за счет расширения базы профильных дисциплин дуальной образовательной программы;

более полное удовлетворение потребностей студентов в получении второго высшего образования;

более полное удовлетворение потребностей работодателей за счет подготовки разностороннего специалиста;

диверсификация образовательных программ за счет различных сочетаний основных образовательных программ.

Меры по реализации Программы дуального обучения студентов старших курсов вузов нефтяной специальности в рамках реализации проекта по увеличению нефтедобычи на блоке 4а месторождения Узень. В качестве базы для осуществления предложенных по Программе м ероприятий целесообразно использовать объекты блока 4а месторождения Узень, на котором АО «КИНГ» будет осуществлять мероприятия по увеличению добычи нефти. Здесь на выделенных для этого объектах блока 4а, наряду с разработкой и реализацией мер по апробации и внедрению новых и усовершенствованных технологий повышения нефтеотдачи пластов и технических средств добычи углеводородов, одновременно может решаться другая, немаловажная задача, направленная на повышение уровня профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений и переподготовки специалистов отрасли. В качестве варианта реализации данного направления будет использована дуальная система обучения студентов, с прохождением долгосрочной производственной практики на экспериментальных полигонах.

При этом должны быть учтены и согласованы возможности ОМГ, КИНГ и соответствующих ВУЗов нефтяного профиля (Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга имени академика Ш.Есенова, Казахстанско-Британский технический университет, Казахский национальный технический университет им. К.Сатпаева) по организации и реализации мер по дуальному обучению студентов, подготовлены решения по распределению функций и обязанностей каждой из сторон, разработаны конкретные меры по профессиональному обучению, а также по трудоустройству, размещению, решению вопросов социального характера, здравоохранения, безопасности и охраны труда.

Создание учебно-производственного полигона будет способствовать решению следующих задач в сфере подготовки кадров для нефтегазовой отрасли Казахстана:

·получение студентами в процессе обучения в ВУЗах практических навыков и производственного опыта;

·по завершению обучения получение студентами наряду с дипломом и трудовой книжки с указанием соответствующего стажа работы и карьерного роста на производстве;

·рост реального интереса у студентов к теоретическим знаниям, полученным в ВУЗе для решения практических производственных задач;

·получение знаний и опыта внедрения самых современных технологий, полученных в процессе ротации места работы студентов от одного проекта к другому;

·использование в качестве наставников опытных ветеранов отрасли, преемственность поколений, решение социальных вопросов занятости населения малых посёлков нефтяников.

Необходимо отметить, что некоторые вопросы конкретной реализации дуального профессионального обучения студентов старших курсов нефтяной специализации в рамках выполнения проекта по увеличению нефтедобычи на блоке 4а месторождения Узень предварительно были обсуждена с руководством АО РД «КазМунайГаз». При этом были выражены согласие и готовность со стороны РД КМГ обеспечить предоставление необходимого количества рабочих мест на объектах АО «Озенмунайгаз» и решение социально-бытовых условий студентов в период прохождения их производственной практики путём предоставления мест в вахтовых комплексах. Кроме того, ректор Каспийского государственного университета технологии и инжиниринга имени академика Ш.Есенова выразил поддержку и готовность к участию в Программе и направил соответствующий запрос в МОН РК для разрешения применения дуального обучения в режиме эксперимента.

дуальный профессиональный нефтяной студент

Список литературы

1.Закон Республики Казахстан «Об образовании».

2.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

3.Диверсификация системы профессионального образования на основе использования дуальных программ. (по материалам журнала "Высшее образование в России". <#»justify»>4.Федотова Г.А. Нормативное обеспечение стандарта профессионального образования в ФРГ. М.: ИРПО, 2000. — 51 с.

.Федотова Г.А. Развитие дуальной формы профессионального образования: Опыт ФРГ и России. Диссертации на соискание ученой степени д.п.н. #»justify»>6. Федотова О.Д. Теоретико-методические основы педагогики Германии и ФРГ: Конец XIX в. 90-е годы XX века): Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — М.: 2001. — 45 с.

Нужна качественная работа без плагиата?

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.