Кировоградская летная академия Национального авиационного университета

Дудa Aннa Витaльeвнa

Нa сeгoдняшний дeнь сoeдинeниe тeoрeтичeскиx знaний и иx прaктичeскoe примeнeниe для рeшeния кoнкрeтныx прoблeм стaнoвится aктуaльным aспeктoм oбучeния курсaнтoв в лeтнoм учeбнoм зaвeдeнии. В стaтьe рaссмoтрeн мeтoд прoeктoв кaк oднa из пeдaгoгичeскиx тexнoлoгий, нeoбxoдимыx для фoрмирoвaния спeциaлизирoвaннoй кoмпeтeнтнoсти выпускникa. Oпрeдeлeнo, чтo испoльзoвaниe мeтoдa в прoцeссe oбучeния физикe и мaтeмaтикe oбeспeчивaeт высoкoкaчeствeнную пoдгoтoвку будущeгo aвиaспeциaлистa.

Ключeвыe слoвa: мeтoд прoeктoв, спeциaлизирoвaннaя кoмпeтeнтнoсть, прoцeсс oбучeния, прoeктирoвaниe, aвиaциoнный спeциaлист.

Прaктикa прeпoдaвaния свидeтeльствуeт o нeoбxoдимoсти пoвышeния кaчeствa усвoeния курсaнтaми лeтныx учeбныx зaвeдeний прeдмeтoв циклa фундaмeнтaльныx дисциплин. Пoлучeниe бaзoвыx и спeциaльныx знaний, прoxoждeниe трeнaжeрнoй пoдгoтoвки являются нeoбxoдимыми, нo нeдoстaтoчными услoвиями стaнoвлeния будущeгo aвиaспeциaлистa. Вышeскaзaннoe мoжнo считaть нaдстрoйкoй систeмы пoдгoтoвки курсaнтoв, бaзис кoтoрoй — изучeниe фундaмeнтaльныx дисциплин, в чaстнoсти физики и мaтeмaтики. Рeшeниe проблемы формирования специализированных компетентностей курсантов летных учебных заведений требует разработки новых форм и методов обучения, которые будут направлены на формирование познавательного интереса курсантов, на формирование мотивации курсантов к самостоятельной деятельности, умения применять полученные знания из курсов физики и математики в процессе изучения профильных дисциплин. Один из подходов, призванных достичь желаемых целей — применение метода проектов.

Современная база источников по проблематике педагогического проектирования представлена в трудах Н. Алексеева, В. Безруковой, В. Беспалько, А. Киктенко А. Лиготского, А. Макаренко, А. Пехоты, И. Подласого, Ю. Черновой, С. Шацкого, В. Юсупова и зарубежных исследователей Дж. Джонса, Д. Дьюи, Я. Дитриха, Д. Диксона, В. Килпатрика, П. Хилла и др. Необходимость понимать сущность и назначение полученных знаний, своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, обдумывать способы их осуществления обусловливает актуальность применения метода проектов. Данная технология используется для изучения любой дисциплины, но особенно эффективна для предметов, которые имеют потенциальную способность к установлению интегративных связей с другими предметами. Таким образом, целью статьи является осуществление анализа основной направленности, содержания и преимуществ применения метода проектов с целью повышения эффективности изучения курсантами летных учебных заведений фундаментальных дисциплин.

Метод проектов как один из путей активизации познавательной деятельности учащихся и интенсификации обучения был предложен в начале ХХ века американским педагогом В. Килпатриком. Согласно его теории, предоставление учащимся возможности для самостоятельного получения знаний в процессе решения практических задач и проблем, побудивших к поиску необходимой информации в различных научных источниках, было главной целью этого метода, а задачей педагога является корректировка деятельности учащихся и их консультирование.

Метод проектов является системой обучения, в процессе которого студенты приобретают знания, выполняя практические задачи (проекты), которые постепенно усложняются [3]. Проект в обучении физике и математике можно определить как комплекс упражнений или заданий, предполагающих организованную, длительно значимую для студентов самостоятельную исследовательскую деятельность, которая выполняется как в аудитории, так и внеаудиторное время [1]. Целью метода проектов является стимулирование интереса студентов к отдельным проблемам, предусматривающее овладение ими определенной суммой знаний, в том числе и через проектную деятельность, которая включает практическое применения самостоятельно приобретенных знаний в процессе решения практических задач и проблем. Главной целью исследуемого метода является наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения, необходимости самостоятельной деятельности. С помощью методов проектов будущих специалистов можно научить:

выявлять и определять научные и практические проблемы;

проводить их анализ;

искать пути их решения;

развивать умение работать с информацией;

искать необходимый источник информации;

применять полученную информацию для решения поставленных задач [4].

Метод проектов по праву относится к нетрадиционным методам обучения, поэтому он способен обеспечить [4]:

активность даже тех студентов, которые, как правило, отдают предпочтение молчанию;

раскрытие студентами своих способностей, формирует в них уверенность в себе;

комфортность обучения для студентов, поскольку они перестают бояться негативной оценки;

совершенствование коммуникативных навыков студентов, поскольку позволяет им больше высказываться;

формирование чувства профессионализма у студентов уже в вузовской аудитории;

развитие у студентов ряда важных способностей (совместного принятия решений, творческого профессионального мышления и т.д.);

развитие мышления, не просто воспроизводя усвоенные знания, но и используя их в практической деятельности, привлечение студентов к решению проблем, максимально приближенных к профессиональным. Реализация любого из проектов осуществляется по следующим этапам [4]:

определение темы проекта;

определение проблемы и цели проекта;

обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы;

презентация необходимого информационного материала;

поиск информации: работа с различными источниками, создание собственной системы хранения информации;

групповая работа;

регулярные встречи, во время которых студенты обсуждают промежуточные результаты, а преподаватель выступает консультантом по предмету, комментирует проделанную студенческую работу, исправляет ошибки, проводит презентацию и обработку нового материала;

анализ собранной информации, координация действий различных групп студентов;

подготовка презентации проекта — видеофильмов, показов, радиопередач и т.п.;

демонстрация результатов проекта (защита проекта);

коллективное обсуждение проекта, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Итак, проект представляет собой совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основу метода проектов положена идея, отражающая сущность понятия "проект", его прагматическую направленность на результат, который получен при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Главным является то, что этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из разных отраслей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. Решение проблемы при этом приобретает характер проектной деятельности. Е.С. Полат считает что, в основе данной методики лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [4].

При использовании метода проектов необходимо на каждом этапе обучения курсантов летных учебных заведений раскрывать фундаментальный характер физики и обслуживающий его математический аппарат в содержании профильных дисциплин во время лекционных, практических и лабораторных занятий.

По мнению Е. Лисичко [2], метод проектов необходимо осуществлять по следующим четырем этапам:

пропедевтический — целью является мотивация студентов к будущей профессиональной деятельности через раскрытие фундаментального значения физики для освоения профильных дисциплин (задачи с техническим содержанием, имеющим отношение к будущей профессиональной деятельности);

однопроектный, целью которого является включение студентов в проектную деятельность, направленную на разработку минипроектов (разработка минипроектов связана с вопросами профильных дисциплин и предназначена для повышения уровня знаний по физике и возможности их трансформации применительно к профессиональной деятельности);

индивидуальное проектирование — включение студентов в индивидуальную проектную деятельность, направленную на разработку проектов, связанных с вопросами будущей профессиональной деятельности (выполнение проектов направлено на повышение уровня знаний по физике, формирование практических учений и обучение самостоятельной творческой деятельности);

групповое проектирование — включение студентов в групповую проектную деятельность, направленную на разработку проектов, связанных с вопросами будущей профессиональной деятельности (выполнение проектов направлено на повышение уровня знаний по физике, практических учений, уровня творческой деятельности, обучение работать в команде, осуществление опережающего обучения студентов).

Таким образом, реализация четырех этапов метода проектов, по нашему мнению, обеспечит постепенное вхождение курсантов в проектную деятельность, осознание необходимости ее осуществления для дальнейшего изучения профильных дисциплин. Переход от репродуктивного к активно-поисковому, системному способу приобретения знаний во всех формах учебной деятельности по физике и математике, включая полноценное овладение курсантами теоретическими знаниями и практическими умениями при постановке и проведении учебной и исследовательской деятельности, а также многообразие предоставляемых дидактических средств, становится предпосылкой устойчивого формирования специализированных компетентностей будущих пилотов в процессе обучения в летных учебных заведениях.

проект познавательный обучение курсант

Список литературы

1.Генике Е.А. Как преподовать студентам, которые хотят учиться? / Е.А. Генике // Вестник высшей школы. — 1999. — № 10. — С. 26-27.

.Лисичко Е.В. Формирование готовности студентов технического университета к профессиональной деятельности в процессе изучения физики : дис…. канд. пед. наук : 13.00.08 / Лисичко Елена Владимировна — Томск, 2009. — 192 с.

.Петрук В.А. Теоретико-методичні засади формування професійної компетентності майбутніх фахівців технічних спеціальностей у процесі вивчення фундаментальних дисциплін: монографія / В.А. Петрук. — Вінниця: УНІВЕРСУМ — Вінниця, 2006. — 292 с.

.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2, 3.

Нужна качественная работа без плагиата?

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.