НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

O пeрспeктивax чeлoвeкa в XXI стoлeтии // Вoпрoсы филoсoфии. С. 1.Сeмeнoв В. № 9. 2005. С. 27.
Для пeдaгoгa oчeнь вaжнo aкцeнтирoвaть знaчимoсть прoцeссa дискуссии, избeгaть oцeнoчныx суждeний и нe придaвaть слишкoм бoльшoгo знaчeния итoгoвым вывoдaм. Дискуссиoнныe мeтoды (к ним мoжнo oтнeсти дискуссию, дeбaты, прoблeмную бeсeду, круглый стoл и другиe диaлoгoвыe мeтoды) нaибoлee aктуaльны для сoврeмeннoй шкoлы, пoтoму чтo пoзвoляют пoвысить интeнсивнoсть и эффeктивнoсть вoспитaтeльнoгo прoцeссa зa счeт aктивнoгo включeния шкoльникoв в кoллeктивный пoиск истины, фoрмирoвaть у ниx рaциoнaльнoe, критичeскoe мышлeниe, при кoтoрoм «учeники смoгут вoспринимaть кaк сaмo сoбoй рaзумeющeeся тo, чтo люди рaсxoдятся в мнeнияx и убeждeнияx, и oтнoситься к этoму oбстoятeльству нe кaк к дoсaднoй чeлoвeчeскoй слaбoсти, a кaк вoзмoжнoсти для пoзнaния» [6]. При испoльзoвaнии дискуссиoнныx мeтoдoв нaибoлee вaжным для шкoльникoв являeтся нe тoлькo пoлучeниe и oсмыслeниe инфoрмaции, a в знaчитeльнoй стeпeни сaмoстoятeльнoe рaзмышлeниe и выбoр сoбствeннoй тoчки зрeния пo дискутируeмым прoблeмным вoпрoсaм. Дискуссиoнныe мeтoды нe чaстo испoльзуются в рaбoтe клaсснoгo рукoвoдитeля, пoтoму чтo oбсуждeниe рaзличныx прoблeмныx вoпрoсoв трeбуeт oт нeгo знaний, oпытa и спeциaльныx мeтoдичeскиx умeний. Пeдaгoгу вaжнo помнить, что главным действующим лицом в дискуссионных методах является ученик, а учитель выступает в роли консультанта или руководителя дискуссии, более компетентного, но равноправного участника. В нашем опыте мы активно используем дискуссионные методы, организуя дискуссии на такие темы, как «Актуален ли брак в XXI веке?», «Социальные сети: уход от реальности или возможность общаться?», «Деньги: плохой хозяин или хороший слуга?» и др. Цели проведения дискуссионных методов могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, изменение установок, стимулирование творчества и др.
-координационная — определяет согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса: учителями, работающими в классе, психологами, родителями, руководителями кружков и секций;
М.: Ви- та-Пресс, 1999. 4.Гин А. 8. Обратная связь. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. С. А. Деятельность. Открытость. Идеальность: пособие для учителя.
Чем больше и разнообразнее выбор, тем лучше он способствует развитию индивидуальности ребёнка, формированию в нем человека, способного к социальному творчеству. Задача школы сегодня — предоставить возможность воспитаннику выбирать дело по душе, на основе своего желания, интересов и способностей, меру участия и область деятельности во внеклассной работе, характер и способы равноправного взаимодействия с окружающими. Принцип свободы выбора предполагает «в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!» [4] Создание ситуаций выбора — одна из особенностей организации воспитательного процесса в современной школе.
35% классных руководителей проводят разнообразные беседы, 16% — интеллектуальные игры и викторины. Кирова и Кировской области (41%). При ответе на вопрос «Какие формы и методы Вы используете для организации воспитательной работы в классе?» около 83% классных руководителей ответили: организуют экскурсии со школьниками по литературным и историческим местам г. Кирова и по России (23%), по учебным заведениям (5%), в библиотеку (11%), в пожарную часть (5%), по музеям г.
Большинство обращает внимание лишь на организационную часть деятельности: посещают уроки в своем классе и контролируют успеваемость и посещаемость — 12%, организуют учеников своего класса для участия в предметных неделях — 15%, организуют сотрудничество с учителями, работающими в их классах — 73%. Полученные данные свидетельствуют о том, что 83% классных руководителей практически не придерживаются системы в воспитательной работе.
В современной школе профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, — педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника [2]. Цель деятельности учителя и классного руководителя — «разбудить, вызвать к жизни» внутренние силы воспитанников и использовать их для более полного и свободного развития личности. Эти целевые ориентации реализуются, если педагог, классный руководитель создает условия для творчества и саморазвития личности, предоставляет воспитаннику право на свободный выбор, право на ошибку, на собственную точку зрения. В условиях современной школы, организуя воспитательную деятельность, «педагог не запрещает, а направляет действия школьников, не принуждает, а убеждает, не командует, а помогает им организовать собственную деятельность, соуправляет ею» [3].
Выясняя, что классные руководители считают результатом своей работы, выявили следующее: 29% отмечают у учеников расширение кругозора и повышение эрудиции, 5% наблюдают проявление активности при участии во всех школьных делах, 11% замечают «любознательность детей и желание вступать в контакт с интересными людьми», 10% за результат принимают «100% успеваемость школьников и ответственное отношение к учебе», 11% классных руководителей результатом своей деятельности называют профориентацию школьников, отмечая, что «ученики до окончания школы знают, какие знания им потребуются в их профессиональной деятельности». Но 23% классных руководителей не задумывались о том, что является результатом их работы.
п. Педагогу с помощью разнообразных способов и методов необходимо отслеживать настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания и т. Принцип обратной связи предполагает корректирование педагогического процесса на основании системы приемов обратной связи [5]. Суть рефлексии — в приучении учащихся к самоконтролю, самооценке и саморегулировании, в формировании привычки к осмыслению жизни. Для осуществления обратной связи классный руководитель побуждает подростков к анализу выполняемой деятельности, стараясь избегать сравнений учащихся между собой и обеспечивать возможность проявиться всем, поощряя естественность, стремление к самостоятельности, независимым суждениям. для того, чтобы вовремя и умело корректировать свое поведение и взаимоотношения в коллективе.
Примечания
Ю. 146. С. Указ. 3.Ксензова Г. соч.
9. 5.Там же. С.
-аналитическая функция предполагает изучение индивидуальных особенностей, интересов и склонностей школьников, изучение и анализ взаимоотношений в группах школьников, изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива, изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на развитие учащихся класса;
С. Т. М.: Изд-во «Ось — 89», 2002. 7.Оганесян Н. 10. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры.
Несмотря на социальные, материальные и нравственные проблемы, с которыми сталкиваются педагогические работники, большинство из них (54%) в отношении своей профессиональной деятельности считают, что работа им «нравится»,45% — «очень любят свою работу», и только 1,6% педагогов считают, что работа учителя им совсем не нравится. В исследовании участвовали педагоги, которые являются классными руководителями школьников с 5-го по 8-й класс — 36%, с 9-го по 11-й класс — 64%, имеющие стаж работы до 10 лет — 18,5% и больше 10 лет — 81,5%. В целом можно сделать вывод о том, что в исследовании участвовали педагоги, длительное время проработавшие в школе и имеющие большой опыт работы. Однако, как показывают результаты изучения нами деятельности классных руководителей образовательных учреждений (исследование проводилось в шести образовательных учреждениях г. Кирова), современная школьная практика не в полной мере обеспечивает реализацию целей ФГОС второго поколения.
В разнообразных формах внеклассной и вне- учебной работы классный руководитель, родители, учителя должны быть не только организаторами, но и участниками, работающими в сотрудничестве и сотворчестве с детьми. Выбирать формы деятельности следует, исходя из следующих условий:
Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя. Ю. Профессинальное мастерство классного руководителя. М.: Айрис-пресс, 2007. 2.Щуркова Н. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 224 с. 160 с.; Ксензова Г. Е.
6.Кларин М. (Анализ зарубежного опыта). Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. С. 46. В.
-образовательная функция реализуется через интенсификацию образования — качественное углубление образования в определённой сфере знания (сверх тех знаний, которые ученик получает на уроке), экстенсификацию образования — количественное расширение образования (освоение образовательных областей, не предусмотренных школьной программой); допрофесси- ональную подготовку — освоение основ какой-либо профессии;
Анализируя деятельность классных руководителей по организации воспитательной работы в классе, мы выявили, что около 5% отслеживают, чтобы все дети были записаны в кружки и секции, 15% проводят тематические классные часы, КВН и встречи с известными людьми, около 3% классных руководителей ведут в своих классах предметные кружки и клубы, например «Мир информатики».
Научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя должно определять актуальные подходы в организации воспитательной работы в соответствии с требованиями новых ФГОС и условиями современной школы. При этом главная задача деятельности классного руководителя заключается в стимулировании внутренней активности учеников, нахождении способов для индивидуального включения воспитанников в деятельность, увлечении их интересной перспективой, организации интересной деятельности по собственному выбору школьников. Важнейшая черта современного образования — его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только адаптироваться, но и активно действовать в ситуациях социальных перемен.
-интеграция знаний по различным предметам, с целью учета разнообразных интересов как можно большего числа детей.
Научно-методическое обеспечение педагогической деятельности предполагает определение научных основ, выявление наиболее рациональных методов обучения и воспитания, повышение уровня общепедагогической и методической подготовки педагога, изучение актуального педагогического опыта.
Различные шоу-мероприятия требуют соответствующих умений и согласованной подготовки организаторов, участников и зрителей. Можно воспользоваться опытом известных шоу-технологий, имеющих педагогический смысл, таких, как «Умники и умницы», «Минута славы», КВН и т. п., или реализовать собственные замыслы. В игре воспитание переходит в самовоспитание. Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Один из творческих методов, пришедших в школьную практику с телевидения — шоу-технологии. Игровые, состязательные, творческие методы относятся к косвенным методам воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика. Именно это и делает игру активным средством социализации ребенка, предоставляя ему право пробы и выбора своих сил, возможностей, интересов. Подготовка и проведение шоу-мероприятий имеют некоторые общие черты, они могут включать подготовку участников конкурсов, разработку или подбор конкурсных заданий, оформление помещения, «сцены», музыкальное сопровождение, работу со зрителями, ведение шоу, работу жюри, танцевальную и музыкальную программу. Игра — не только развлечение, а особый метод вовлечения школьников в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игровые методы включения школьника в деятельность и общение предполагают именно личностный подход. В игре ребенок проигрывает, «примеривает» еще не использованные, не выбранные возможности. Задачи педагога в процессе организации игровой деятельности можно охарактеризовать так: обеспечение доброжелательной атмосферы общения; «заражение» интересом, азартом, интригой; отказ от категорических оценок; поддержка оригинальных идей; поддержка индивидуального, нестандартного стиля самовыражения.
В.С. Семенова, который выделяет основные тенденции развития учащихся: движение человека к самореализации как личности; приоритет духовного в развитии человека; приоритет социальности в структуре личности и социально справедливых отношений между людьми; всестороннее развитие человека во всем богатстве его способностей; развитие свободного человека [1].
-досуговая — реализуется через удовлетворение потребности учащихся в содержательном и развивающем отдыхе, возможности отдохнуть, сменить вид деятельности, уйти от жёсткой регламентации в семье и школе.
Но возможностей психолога не всегда достаточно для работы со всеми учащимися, и классные руководители осваивают эти формы и методы коллективной работы. Подлинно коммуникативная обстановка требует умения создавать благоприятный психологический климат, ситуацию успеха: подбадривать детей, находить доброе слово для каждого ученика, тактично исправлять и помогать. Проведение тренингов по развитию творческого мышления, познавательных интересов, уверенности в себе позволяет участникам получить своеобразный социальный опыт и определенные способы поведения. В тренинге объединяется профессиональная воспитательная деятельность и процесс самовоспитания, так как в группе подросток может увидеть себя другими глазами, скорректировать свое поведение, создать программу собственного личностного развития. Психологические, тренинговые методы используются в современной школе преимущественно в работе психологической службы. Позитивное в этом — использование психологических методов в создании условий для самораскрытия учеников, самостоятельного поиска ими способов решения проблем. Такие занятия дают возможность педагогу понять школьника, осознать, что в воспитании учащихся важно меньше заниматься разъяснением, уговариванием, чтением нотаций, проведением бесед, а больше — организацией деятельности, в которой формировались бы нужные личностные качества и опыт, усваивались соответствующие привычки и навыки, чувства и переживания, способствующие гармонизации внутренней сферы личности субъекта и адекватности его представления о своем Я [7].
-индивидуальный подход (необходимо помочь подобрать такие формы работы, которые учащиеся будут выполнять с интересом);
-эмоциональная окрашенность, формирующая положительное отношение к процессу интеллектуального труда, к учению, к людям науки, к учителям, организация бесконфликтного общения;

Е. А. Кувалдина
При этом педагог должен увидеть проблему с точки зрения ребенка, зафиксировать в его сознании те способы и аргументы, через которые он успешно её решает, помочь увидеть результаты. Проблема должна обозначаться и в целом решаться самим ребенком при опосредованном участии взрослого, таким образом ребенок становится субъектом своей жизнедеятельности. Консультативные методы используют как методы педагогической поддержки. Личностная педагогическая поддержка состоит в совместном с учеником определении его целей, интересов, возможностей и путей преодоления препятствий в самоорганизации им собственной жизни. Суть поддержки состоит в том, чтобы стимулировать подростка к преодолению препятствий, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные интересы и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.
Имеется и определенная часть воспитанников, потребности и интересы которых «размыты», они хотели бы заняться интересными и полезными для себя делами, но не могут самостоятельно в них определиться. Это обмен не только информацией, но и инструмент педагогической поддержки, обмен смыслами, отношениями, переживаниями. Во-вторых, сегодня мы наблюдаем, резкое расхождение между тем содержанием, на котором готов работать классный руководитель, и теми проблемами, которые волнуют учащихся. В новых социальных условиях организация совместных творческих дел в школе осложняется разнообразными проблемами. Диалог — наиболее благоприятная форма утверждения отношений сотрудничества педагога и школьников. Через диалог классный руководитель реализует всю систему педагогических стимулов влияния на учащихся. Возможность для педагога влиять на этот процесс и стимулировать его происходит только через диалог. Во-первых, сегодня в классе есть определенная группа школьников, чьи интересы находятся далеко за пределами учебной деятельности.
Обеспечение реализации компетен- тностного подхода в современном образовательном учреждении направлено на развитие само- актуализирующейся и самореализующейся личности школьника, создание условий для самоопределения учащихся в жизни и будущей профессиональной деятельности. В современных условиях основой образовательного процесса является принцип гуманизации. Передовую воспитательную практику школы всегда связывают с гуманистической педагогикой, в центре внимания которой целостная уникальная личность воспитанника, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей. Также большое значение приобретает развитие толерантности учащихся, адаптивных и творческих способностей к жизни в динамично меняющемся, многонациональном и многоконфессиональном обществе, готовность учащихся к непрерывному образованию и самообразованию. На реализацию данного принципа направлены ФГОС второго поколения, где указано, что образовательный процесс в системе общего образования должен быть направлен на формирование у учащихся базовых компетенций современного человека: информационной, коммуникационной, компетенции в самореализации, самообразования.
Обозначенные принципы позволяют классному руководителю активно вовлекать школьников в управление своим коллективом, организовать совместную деятельность, дают возможность каждому школьнику проявить себя, ощутить свою значимость в коллективе, найти возможности своего участия в жизни класса.
-познавательный характер деятельности (в процессе её учащиеся должны приобретать новые знания, расширять свой кругозор);
Причём деятельность не просто мероприятие, а деятельность созидающая, так как в ней создаётся и раскрывается личность, творческая, так как в ней ведется поиск способов, средств решения важных практических и воспитательных задач; коллективная, так как она планируется, обсуждается, готовится и совершается учениками и классным руководителем совместно. Особое значение это имеет для подросткового возраста. Опора на принцип деятельности определяет такую организацию, при которой ученик становится её субъектом, т. е. деятельность становится для него личностно значимой, он активно участвует в достижении её результатов. Деятельность по интересам для детей предоставляет возможность самоутверждения, саморазвития, вхождения в мир, в общественные отношения через социально полезные формы самоутверждения.
Принцип гуманистической ориентации воспитания предполагает безусловное принятие ребёнка, любовь и уважение к нему, уважение его прав и свобод, в том числе — права на ошибку; веру в ребёнка, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от морального и физического насилия по отношению к нему. Этот принцип требует добровольности включения ребёнка в деятельность, наличия у него цели — доступной и осознанной; доверия ребёнку в выборе средств и способов достижения поставленной цели, веры в возможности каждого ребёнка и его собственной веры в возможность достижения поставленных задач. Такой подход обращает педагога к личности ребёнка, его внутреннему миру, к его способностям и возможностям.

Актуальной в связи с введением новых образовательных стандартов становится разработка программ воспитания и социализации учащихся. Необходимость поиска новых подходов к научно-методическому обеспечению деятельности классного руководителя обусловлена изменением его статуса и современными требованиями. В этом контексте продуктивны исследования
-развивающая функция подразумевает создание развивающей среды, адекватной природе ребёнка, обеспечивающей физическое и психическое развитие его задатков и способностей в процессе разнообразной деятельности; развитие индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность; развивающая функция воспитательной работы заключается также в выявлении и развитии способностей и интересов ребёнка;
Исходя из рассмотренных выше принципов, следует обозначить методическое обеспечение деятельности классного руководителя, включающее методы и формы воспитательной работы и реализуемое посредством функций деятельности классного руководителя:
В современной школе классному руководителю необходимо ориентироваться на приоритет некоторых методов работы с современными школьниками. К ним относятся дискуссионные; игровые, состязательные, творческие; психологические, тренинговые; консультативные методы воспитательной работы.
-многообразие используемых форм;
образовательный методический руководитель учащийся
-компенсаторная — способствует осуществлению желания ребёнка решить личные проблемы, реализовать потребность в самоутверждении и самоуважении, компенсировать жизненные проблемы;

Деятельность классного руководителя должна опираться на принципы, ориентированные на личность ученика, — это, в частности, принципы деятельности, гуманистической ориентации воспитания, свободы выбора, обратной связи. В качестве научного обеспечения выступает система принципов воспитательной работы, соответствующая закономерностям развития современного образовательного процесса.
Таким образом, обобщая результаты исследования, можно говорить о том, что необходимо формировать актуальное системное научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя, которое включало бы и теоретические, и методические аспекты.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.