Особенности физического воспитания детей и молодежи в современном педагогическом пространстве

Нo в нaстoящee врeмя прoисxoдит вoзрoждeниe спoртивнo-мaссoвoй рaбoты. Oсoбoe внимaниe удeляeтся здoрoвьeсбeрeгaющим тexнoлoгиям. Ввeдeниe в шкoльную прoгрaмму урoкoв OБЖ тaкжe нaпрaвлeнo нa приoбрeтeниe дeтьми и пoдрoсткaми знaний в oблaсти жизнeсoxрaннoсти и здoрoвьeсбeрeжeния. Нa этo жe oриeнтирoвaны и дoпoлнитeльныe oбрaзoвaтeльныe прoгрaммы, нaпрaвлeнныe нa сoвeршeнствoвaниe физичeскиx кoндиций и фoрмирoвaниe нaвыкoв личнoй сaмooбoрoны.

В сooтвeтствии с социально-экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием и исходя из сущности общего среднего образования, цель физического воспитания подрастающего поколения состоит в том, чтобы содействовать формированию гармоничной, всесторонне развитой личности. Основное средство достижения этой цели — овладение каждым человеком основами личной физической культуры, под которой понимается единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

При этом наряду с решением данных задач несравненно целенаправленнее следует вести работу по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и мотивов (интересов) к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, формирование гуманизма, радости и опыта общения, развитие волевых и нравственных качеств.

В основе принципов физического воспитания должны лежать идеи развития, личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе применения современных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий обучения, воспитания и развития личности.

Гуманизация педагогического процесса заключается в учете индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника и педагога. Она строится в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений воспитанников, их интересов и склонностей. Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности. [3]

Суть физического воспитания на основе деятельностного подхода заключается в том, что этот подход ориентирует молодого человека не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение особыми способами физкультурно-оздоровительной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. [2]

Важнейшими условиями перестройки педагогического процесса в физическом воспитании является четкое осознание цели совместной деятельности ученика и учителя, перевод его на принципы демократизации и гуманизации. В соответствии с этими принципами предстоит переориентация учебно-воспитательного процесса с воспроизведения образцов готовых знаний, двигательных умений и навыков на формирование у детей, подростков и молодёжи осознанной потребности в физическом совершенствовании и воспитании привычек к здоровому образу жизни. В этих целях учебный процесс должен быть в первую очередь насыщен сведениями из области личной и социальной гигиены, физиологии, психологии, теории и методики физического воспитания, которые формируют научно обоснованные взгляды на социально-биологическую сущность, на роль и возможности физической культуры в развитии человека. В этом смысле учебные занятия по физическому воспитанию должны постепенно превратиться в уроки познания себя, своего организма, своих нравственных и волевых качеств, духовных и физических возможностей.

Библиографический список

обучение здоровье воспитание физический

1.Левашов В.В. Школа Борьбы «СОМАС». МБУДОД «ЦДТ» Промышленного р-на г. Оренбурга, 2013, C. 3-7

2.Зайцева Т.А. Организационно-педагогические условия реализации программ дополнительного образования детей и взрослых в регионе: дис…. канд. пед. наук: 13.00.01 СПб., 2006 154 с. РГБ ОД, 61:06-13/2769

.Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков. Физическая культура, №1, 1996.

Нужна качественная работа без плагиата?

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.