Ван Гог, Матисс, Пикассо: в швейцарских музеях выставили исключительные шедевры

«Бeлaя и чeрнaя» Фeликсa Вaллoттoнa. Фoтo прeдoстaвлeнo прeсс-службoй музeя.

«Oт вaг Гoгa к Сeзaнну, oт Бoннaрa к Мaтиссу» в Xудoжeствeннoм музee Бeрнa дo 15 aпрeля. Стo шeдeврoв фрaнцузскoгo и швeйцaрскoгo искусствa, нaчинaя с пoстимпрeссиoнизмa, были сoбрaны в пeрвыe дeсятилeтия XX вeкa четой Хеди и Артуром (преуспевающий офтальмолог) Ханлозер для украшения семейной виллы «Флора» в швейцарском городке Винтертур. Сейчас особняк, с 1995 года работающий как музей, находится на реставрации, благодаря чему коллекция гастролирует по Европе. Собрание супругов началось с работ их знаменитого соотечественника художника Фердинанда Ходлера (1853-1918). Затем последовала 20-летняя история знакомства с творчеством других художников с ярко выраженным стилем и приобретения их работ: Феликс Валлоттон, Пьер Боннар, Анри Матисс, Поль Сезанн, Огюст Ренуар, Винсент ван Гог, Одилон Редон, Анри Тулуз-Лотрек, Жорж Руо… Вся история искусства того времени поселилась на вилле «Флора», а Боннар и Валлоттон были ее постоянными гостями. Среди самого-самого кураторы выставки выделяют бронзовую «Помону» Аристида Майоля («сестру» скульптуры из ГМИИ им. Пушкина), полотна «Похищение Европы», «Белая и черная» Валлоттона (создана под влиянием «Олимпии» Эдуарда Мане), «Сеятель» ван Гога, символистский «Вид на массив Юнгфрау из Мюррена» Ходлера, «Равнина в Провансе» Сезанна. Этим проектом Художественный музей Берна напоминает, что в ХХ веке Швейцария вовсе не была культурной провинцией. Хотя кто бы сомневался!

«Копф» Георга Базелица. Фото предоставлено пресс-службой музея.

Георг Базелиц в Кунстмузеум (Базель) до 29 апреля. Язык не поворачивается назвать графикой сотню произведений абсолютного классика искусства ХХ века Георга Базелица, которому только что исполнилось 80. О его крупноформатных многоцветных рисунках, созданных за более чем полвека, — только уважительно: «работы на бумаге». По сути, все творчество фигуративного экспрессиониста Базелица: «Голова», «Крест», «Нога», «Художник» и особенно перевернутые изображения — говорит об одном. Это спрятанный за самоиронией тревожный и вечный вопрос, прежде всего, самому себе, но и коллегам: зачем я каждое утро прихожу в мастерскую, что я могу сказать этому миру? Первая выставка Базелица в Кунстмузеуме состоялась почти полвека назад. Тогда художник подарил музею 25 листов, с тех пор коллекция постоянно пополняется его работами. Набрался материал для серьезной выставки. Одновременно с Кунстмузеумом фонд Бейелера в том же Базеле показывает грандиозную ретроспективу живописи Базелица. Российские зрители могут знать творчество мастера по его московской выставке, которая прошла 20 лет назад в Малом Манеже, или питерской с характерным названием «Как это начиналось… Живопись и графика последнего двадцатилетия», которую Русский музей показал в 2015-м.

«Она» Тулуз-Лотрека. Фото предоставлено пресс-службой музея.

Тулуз-Лотрек в выставочном пространстве Пьерра Джанадда (Мартиньи) до 10 июня. Впервые в Европе выставляется частная коллекция афиш и постеров легендарного французского художника Анри де Тулуза-Лотрека. Она состоит из 120 работ плодотворного для артиста периода пристального наблюдения за жизнью Парижа конца ХIX века. Изюминка проекта — ряд картин и эстампов современников и друзей Тулуза-Лотрека, среди которых неизвестное до сих пор полотно Луи Анкетена, афиша кабаре «La tournee du Chat Noir» Теофила Стейнлена и ранний Пикассо. Приятным дополнением для знатоков станет исключительный по качеству и редкости автопортрет художника, который музей достал из своих фондов.

Фрагмент копии гробницы фараона Сети I. Фото предоставлено пресс-службой музея.

Гробница фараона в Базельском музее древностей до 6 мая. Показ полномасштабных копий двух помещений из гробницы фараона Сети I, правившего Египтом приблизительно в 1290–1279 годах до н. э, без ложной скромности можно назвать сенсационным. При помощи технологий сканирования и 3D-печати воспроизведены так называемый зал Красавиц и погребальная камера с колоннами. Документальными свидетельствами того, как гробница выглядела в начале XIX века, служат акварели Бельцони, фотографии Гарри Бертона дают представление о ее сохранности в начале XX века, а копия отражает ее нынешнее состояние. Сразу после обнаружения памятника египтяне стали проникать туда, продавая украденные фрагменты — впоследствии они оказались в ряде музеев. Копии этих фрагментов есть на выставке. Эксклюзива ей добавляет и то, что 30 лет назад власти Египта закрыли гробницу для публики. Впрочем, побывать там все-таки возможно, если заплатить за вход огромные деньги. Копии принадлежат Египту, который планирует установить их на въезде в Долину царей. Специалисты создают сейчас факсимиле зала, где находился гроб Сети. Совместно с египтянами базельский музей намерен организовать более развернутую выставку копий, что позволило бы продолжить этот проект без привлечения государственного финансирования.

Бэкон и Джакометти. Фото предоставлено пресс-службой музея.

Бэкон и Джакометти в фонде Бейелера с 29 апреля по 2 сентября. Авторитетные музейщики пытаются доказать, что двух суперзвезд искусства ХХ века многое объединяло. Для этого собрана сотня произведений: Фрэнсиса Бэкона — из Чикагского института искусств, Музея современного искусства в Нью-Йорке, парижского Центра Помпиду, швейцарских собраний; Альберто Джакометти — из богатейшей коллекции его фонда. У художников действительно много общего (странно, что ранее это не становилось предметом анализа): интерес к изображению человеческой фигуры и лица на грани фигуративного, внимание к наследию мастеров прошлого. Оба мэтра работали в крошечных мастерских, где из случайного хаоса рождались выверенные закономерности модернизма. И конечно, их объединяла Изабель Росторн, художница, модель, муза обоих и некоторое время спутница жизни Джакометти. Но кураторам этого мало: они сближают художников и как исследователей темных сторон сексуальности, одиночества, меланхолии и даже склонностям к излишествам. Именно Бэкон и Джакометти сделали фигуру художника в ХХ веке экстремальной, пограничной между нормой и отклонением от нее. Они и здесь были первыми.

«Эмоция» Фердинанда Ходлера. Фото предоставлено пресс-службой музея.

Фердинанд Ходлер в Музее искусства и истории Женевы до 30 декабря 2019 года. Стартовал официальный Год Фердинанда Ходлера, приуроченный к столетию с момента смерти, пожалуй, самого известного художника Швейцарии. Здесь хранится солидная часть его наследия: 150 картин, скульптура, 800 рисунков, эскизов и эстампов и даже изысканная мебель. Музейщики пообещали заинтриговать посетителей нестандартным показом знаменитых работ мастера и рассказом о его жизни, творчестве и о той непростой исторической обстановке, в которой он творил. Центральное событие программы — выставка «Ходлер/ Параллелизм» в Музее Рат (20 апреля — 19 августа). Совместную с художественным музеем Берна экспозицию посвятят воплощению разработанной Ходлером теории параллелизма, которой соответствует стиль симметрично-параллельного расположения фигур в танцевальных или ритуальных позах.

Марка с принцессой Дианой. Фото предоставлено пресс-службой музея.

Редчайшие марки в Музее коммуникаций (Берн) до 8 июля. В 1843 году Швейцария стала второй после Великобритании страной в мире, принявшей решение о введении регулярного обращения почтовых марок в качестве оплаты услуг почты. Самые старые экземпляры швейцарских марок являются одними из наиболее ценных и востребованных в мире филателии. В этом году страна отмечает 175-летие со дня введения в обращение самой первой швейцарской почтовой марки. В Музее коммуникаций проходит выставка, где можно увидеть редчайшие экземпляры марок. Среди экспонатов — редкая марка, эскиз для которой разработан Фердинандом Ходлером. Сначала его проект был на конкурсе в 1901 году отвергнут жюри, но позже, в 1937 году, именно на основе этого эскиза была выпущена специальная почтовая марка, доходы от продаж которой шли, кроме прочего, на цели финансирования вооруженных сил страны.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.