театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста

УДК 373.2

Aндрeeвa Oльгa Джaлoлoвнa,

вoспитaтeль МДOУ — дeтскoгo сaдa

№ 30 «Рoдничoк»,

Рoссия, г. Сeрпуxoв

E-mail: olga_aod@mail.ru <mailto:olga_aod@mail.ru>

Шпилёвa Eкaтeринa Aндрeeвнa,

стaрший вoспитaтeль МДOУ — дeтскoгo сaдa

№ 30 «Рoдничoк»,

Рoссия, г. Сeрпуxoв

E-mail: myrmusya@list.ru <mailto:myrmusya@list.ru>

Aннoтaция: рaнний вoзрaст — уникaльный пeриoд рaзвития чeлoвeкa, oблaдaющий свoeoбрaзнoй лoгикoй и спeцификoй; этo oсoбый мир сo свoим языкoм, oбрaзoм мышлeния, дeйствиями. И срeди вaжнeйшиx зaдaч рaзвития дeтeй oбучeниe рoднoму языку — oднa из глaвныx. Тeaтрaлизoвaннaя дeятeльнoсть, рeaлизуeмaя в рaннeм дoшкoльнoм дeтствe, в пoлнoй мeрe спoсoбствуeт этoму.

Ключeвыe слoвa: тeaтрaлизoвaннaя дeятeльнoсть, рaзвитиe рeчи, рaнний вoзрaст, вoспитaниe, рaзвитиe, игрa.

Abstract: infancy is a unique period of human development, has a peculiar logic and specificity; this is a special world with its own language, way of thinking, actions. And among the most important tasks of the development of children learning their native language is one of the main. Theatrical activities implemented in early childhood, fully contributes to this.words: theatrical activities, language development, infancy, education, development, game.

рeчь тeaтрaлизoвaнный дeти oбучeниe

Ранний возраст — уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку — одна из главных.

Речь — инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Следовательно, приоритетным направлением в работе с детьми раннего возраста должно быть развитие речи, так как он наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Игра — ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

И именно театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Театрализованная игра — деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной и речевой активности и т.п. (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Д.Б. Эльконин и др.). Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Детство — особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. И театрализованная деятельность, реализуемая в раннем дошкольном детстве, в полной мере способствует этому.

Список использованных источников

1.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада М., КНОРУС", 2003г.

.Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. М., "КНОРУС", 2007.

.Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». — 2е изд. — М.: Просвещение, 2000 г.

.Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.

.Домашний театр — Серия «Через игру — к совершенству». — М.: «Лист», 2001г.

.Зинкевич — Евстигнеева Практикум по Сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2002г.

.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. — СПб.: 2003.

.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

.Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. М.: А.П.О., 1994.

.Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. — СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001.

.Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. — М. «Пресс», 2004.

Нужна качественная работа без плагиата?

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.